Марья Михайловна ("Обломов")

Марья Михайловна ("Обломов")
Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

— Тетка Ольги. Женщина "очень умная, приличная", одетая "всегда прекрасно, всегда в новом шелковом платье, которое сидит на ней отлично, всегда в таких изящных кружевных воротничках; чепец тоже со вкусом сделан и ленты прибраны кокетливо к "ее почти пятидесятилетнему, но еще свежему лицу. На цепочке висит золотой лорнет". — "Позы, жесты ее исполнены достоинства; она очень ловко драпируется в богатую шаль, так кстати обопрется локтем на шитую подушку, так величественно раскинется на диване. Ее никогда не увидишь за работой: нагибаться, шить, заниматься мелочью нейдет к ее лицу, важной фигуре. Она и приказания слугам и служанкам отдавала небрежным тоном, коротко и сухо". "Она иногда читала, никогда не писала, но говорила хорошо, впрочем, больше по-французски". "В разговоре она не мечтает и не умничает; у ней, кажется, проведена в голове строгая черта, за которую ум не переходил никогда. По всему видно было, что чувство, всякая симпатия, не исключая и любви, входят или входили в ее жизнь наравне с прочими элементами, тогда как у других женщин сразу увидишь, что любовь, если не на деле, то на словах, участвует во всех вопросах жизни и что все остальное входит стороной, настолько, насколько остается простора от любви". "У этой женщины впереди всего шло уменье жить, управлять собою, держать в равновесии мысль с намерением, намерение с исполнением. Нельзя было застать ее неприготовленную, врасплох, как бдительного врага, которого когда ни подкараульте, всегда встретите устремленный на вас ожидающий взгляд". "Стихия ее был свет, и оттого такт, осторожность шли у ней впереди каждой мысли, каждого слова и движения". "С первого взгляда", видя вместе М. М. и Ольгу, "можно было решить, что они тетка и племянница, а не мать и дочь". Их отношения были "очень просты и покойны: в нежности они не переходили никогда границ умеренности, никогда не ложилось между ними и тени неудовольствия". Это происходило "частью от характера М. М.", "частью от совершенного недостатка всякого повода для обеих — вести себя иначе. Тетке не приходило в голову требовать от Ольги что-нибудь такое, чтоб резко противоречило ее желаниям; Ольге не приснилось бы во сне не исполнить желания тетки, не последовать ее совету": в выборе платья, в прическе, в том, например, поехать ли во французский театр, или в оперу". При этом М. М. "выражала желание или высказывала совет, отнюдь не более — а она всегда высказывала его с умеренностью до сухости, насколько допускали права тетки, никогда более". "Отношения эти были так бесцветны, что нельзя было никак решит, есть ли в характере тетки какие-нибудь притязания на послушание Ольги, на ее особенную нежность". "Она ни перед кем никогда не открывает сокровенных движений сердца, никому не поверяет душевных тайн; не увидишь около нее доброй приятельницы, старушки, с которой бы она шепталась за чашкой кофе". "В ее отношениях к барону не проглядывало ни тени какой-нибудь затаившейся особенной симпатии" и, когда они оставались наедине, то больше молчали, но молчали как-то значительно и умно, как будто что-то знали "такое, чего другие не знают, но и только". М. М., "по-видимому, любит быть с ним вместе — вот единственное заключение, какое можно вывести, глядя на них"; обходилась М. М. с бароном, "так же, как и с другими: благосклонно, с добротой, но так же ровно и покойно". В ее доме "все было немного чопорно" и "постоянно шел живой современный разговор". "На разговоры по углам, на прогулки Обломова с Ольгой" М. М. "никак не смотрела". "Гулять с молодым человеком, с франтом — это другое дело: она бы и тогда не сказала ничего, но, с свойственным ей тактом, как-нибудь незаметно установила бы другой порядок: сама бы пошла с ними раз или два, послала бы кого-нибудь третьего, и прогулки сами собою бы кончились. Но гулять "с мсье Обломовым", сидеть с ним в углу большой залы, на балконе... что ж из этого? Ему за тридцать лет: не станет же он говорить ей пустяков, давать каких-нибудь книг". Притом Штольц просил М. М. "не выпускать Обломова из вида, приглашать почаще к себе, втягивать в прогулки, поездки, всячески шевелить его, если б он не поехал за границу".


Словарь литературных типов. - Пг.: Издание редакции журнала «Всходы». . 1908-1914.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Марья Михайловна ("Обломов")" в других словарях:

  • Обломов (Гончарова) — роман в 4 х частях. Задуман был еще в 1847 г. Через два года в печати явился отрывок из романа, Сон Обломова , но в целом виде роман появился лишь в 1858 г. на страницах Отеч. записок [Одновременно с Обломовым в Современнике печатаются:… …   Словарь литературных типов

  • Литературные типы произведений Гончарова — …   Словарь литературных типов

  • Обыкновенная история (Гончарова) — роман в двух частях. Первое из напечатанных произведений Гончарова. Как и все последующие романы Гончарова, создавалось в течение долгих лет; еще в конце 30 х и начале 40 х г.г. Об. и. была уже известна в кружке Майковых, но только в 1846 г.… …   Словарь литературных типов


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»